Антикоррупционная деятельность

Антикоррупционная политика Беларуси

Коррупция является одной из важнейших общественно-политических проблем, снижающей темпы экономического роста, подрывающей авторитет государственной власти, создающей нездоровую напряженность в обществе. Преступления, совершаемые должностными лицами, и, особенно, с коррупционной направленностью, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам. Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.

В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

15 июля 2015 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь N 305-3 «О борьбе с коррупцией», призванный повысить эффективность антикоррупционной политики в Беларуси. Закон вступил в силу 24 января 2016 года, а статьи закона №№ 49 и 50, предусматривающие внесение изменений в связи с принятием указанного закона в иные законодательные акты Республики Беларусь, вступившие в силу 24 июля 2015 года.

Антикоррупционную политику можно разбить на следующие стадии:

  1. разработка антикоррупционных программ;
  2. планирование антикоррупционных мероприятий;
  3. прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии;
  4. разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;
  5. антикоррупционная экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов;
  6. мониторинг реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции;
  7. отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикоррупционной деятельности.

 

Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. Соприкосновение с бюджетными средствами создает наиболее питательную почву для коррупционных возможностей. Смысл антикоррупционной политики на этом направлении состоит в поиске и применении наиболее эффективных форм и методов контроля.

К основным мерам, составляющих данное направление антикоррупционной политики. В число наиболее актуальных мер входят:

  • установление максимально дифференцированной бюджетной классификации. Как известно, чем в более общей форме в законе о государственном бюджете (и актах о бюджетах других уровней) закреплены расходные статьи, тем больше появляется возможностей для манипулирования бюджетными средствами;

  • введение механизмов финансовой прозрачности при расходовании бюджетных средств государственными, муниципальными органами и учреждениями (принципы составления смет и их исполнения);

  • обеспечение прозрачности государственных закупок и заказов, их конкурсный характер и прозрачность проведения конкурсов; аудит системы госзакупок;

  • уменьшение объема наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности.

     


 

Система мер предупреждения коррупции по законодательству Республике Беларусь.

Предупреждению коррупции в Республике Беларусь посвящена глава 5 Закона «О борьбе с коррупцией», в которой установлены: 

  • Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

    Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

    Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

    • о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;
    • о распределении квот;
    • о выборе поставщиков для государственных нужд;
    • о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
  • Ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией».

Государственное должностное лицо не вправе:

    • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
    • совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;
    • совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах;
    • принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
    • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
    • выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
    • государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
    • Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой–третьей и пятой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

  • Ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливаются ограничения по совместной государственной службе государственных служащих, совместной службе сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

  • Меры, направленные на обеспечение финансового контроля

Государственные должностные и приравненные к ним лица, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, проживающие совместно с ними и ведущие общее хозяйство, а также граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, службу в Следственный комитет Республики Беларусь, военную службу по контракту, службу в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, представлять декларации о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (организацию).

Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на службу (работу), назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

поделиться в:
Меню раздела