Школьная библиотека ГУО «Сеницкая СШ имени Янки Купалы», являясь структурным подразделением школы, развивается как органическая часть учебного заведения.
Занимая удобное месторасположение ( 2-й этаж, недалеко от актового зала), всегда готова принять всех желающих прикоснуться к разумному, к вечному – к книге.
Немаловажное значение имеет комфортность среды в библиотеке. И цветы, и забота об интерьере – не самоцель, а уважение к личности ребёнка. Комфортность среды библиотеки – это и свободный доступ, и выставки, на которых представлены самые лучшие, новые, самые интересные книги и зона отдыха, где можно отдохнуть от суеты школьной жизни. В библиотеке ребёнок имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе.
![]() |
![]() |
![]() |
В библиотеке можно:
· Взять книгу на дом
· Почитать периодику
· Подобрать материал для реферата
· Интересно подготовить домашнее задание
· Подготовиться к часу информирования
· Поработать с электронными источниками информации
· Найти ответ на интересующий вопрос
· Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями
· Познакомиться с книжными выставками
· Получить библиографическую справку
· Принять участие в различных литературных мероприятиях
· Поработать с электронными учебниками.
Школьная библиотека работает по нескольким направлениям:
· нравственное воспитание,
· эстетическое,
· экологическое воспитание
· правовое,
· пропаганда здорового образа жизни,
· профориентация.
Формы работы с учащимися:
· Викторины, познавательные часы,
· КВНы, игровые программы,
· Библиографические обзоры,
· Беседы и обсуждения,
· Мультимедийные презентации
Приоритетное направление работы – руководство чтением. Мы стараемся предоставить детям условия, при которых они не только читают с целью приобретения знаний, развития творческих способностей, но и ради удовольствия.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Учащиеся крайне нуждаются в общении между собой и доброжелательно настроенными учителями и любящими, понимающими их родителями. Школьная библиотека позволяет сделать это общение интересным и важным для развития полноценной личности. К школьникам нужен особый подход. Их интеллектуальная и эмоциональные сферы только складываются, потребности не всегда ещё сформированы.
Соответственно, главная задача библиотеки, её престиж – создание благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, информационных потребностей, организация осмысленного, духовно наполненного досуга.
Учащиеся в возрасте с7 до 17 лет являются основными пользователями библиотеки. Среди других групп в большей степени библиотечным обслуживанием охвачены учителя, сотрудники школы, родители.
Престиж любой библиотеки напрямую зависит от того, какими ресурсами она располагает.
Фонд библиотеки составляет 32785 экземпляров книг. Из них – 17 тысяч – учебники и учебные пособия.
Библиотека имеет хороший фонд художественной и научно-познавательной литературы, обеспечена разнообразными энциклопедиями, словарями и справочниками. Выписывается более 35 наименований периодических изданий . Особое внимание уделяется комплектованию детской литературой. И здесь очень хочется отметить проведение акций: « Подари библиотеке книгу» и « Поделись книгой с другом» , в результате которых библиотеке дарятся новые детские книги, журналы, энциклопедии.
Своеобразной визитной карточкой библиотеки являются книжные выставки. Являясь лицом библиотеки , они различны по содержанию, по оформлению, по форме:
· Выставки – просмотры;
· Выставки – викторины;
· Выставки-презентации;
· Выставки- путешествия;
· Выставки-советы;
· Выставки-предостережения;
· Выставки-викторины;
Новое направление деятельности библиотеки сегодня – создание современного школьного библиотечного медиацентра. Но это – в перспективе. А пока – начало положено.
В библиотеке кроме книг и учебников есть компьютер, сканер, принтер, ксерокс, телевизор. Всё это помогает в работе и учебном процессе.
В своей работе библиотека руководствуется следующими правилами:
1. Библиотека - для всех; внимание и уважение - каждому;
2. В школьной библиотеке всё должно быть прекрасно: и книги, и оборудование, и библиотекарь;
3. Библиотека – место психологической разгрузки;
4. Библиотека – информационный центр образовательного учреждения, где запрос читателя превыше всего;
5. Назначение библиотеки – « сеять разумное, доброе, вечное»;
Школьная библиотека работает:
Понедельник-пятница с 8.00-17.00
( обслуживание читателей до 16.00)
Обед: с 12.00-12.30
Суббота с 9.00-13.00
Выходной день- воскресенье.
Каждая вторая суббота месяца – санитарный день
Всегда Вас рада видеть хозяйка библиотеки Кушнир Марина Радомировна ( стаж работы – 30 лет, из них – 22 года в школьной библиотеке), образование высшее, 1 категория.
![]() |
![]() |
Мой дом родной – библиотека,
Я каждый день спешу сюда;
И полки книг моих, как дети.
С утра приветствуют меня.
Звенит звонок, спешат ребята,
Кто книгу взять, а кто и сдать.
Другие просят подобрать
Им стопку книг для реферата.
Мальчишки просят дать совета
С кого им делать жизнь свою.
Девчонки просят вновь и вновь
Найти им книгу про любовь.
А кто-то хочет посидеть,
В окно большое посмотреть
И новостями поделиться.
А время мчится, мчится ,мчится.
Мой дом родной – библиотека,
Ты жизнь моя, судьба моя.
Профессии своей любимой
Не изменю я никогда.
БИБЛИОТЕКАРЬ – РОДИТЕЛЯМ.
Рекомендации по детскому чтению
Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Детская книга в семье – индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимоотношения между ними. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей.
В отличие от 1970 – 1980 годов (период «книжного голода») нынешний книжный рынок способен удовлетворить потребности в детской книге. С одной стороны, заметно увеличился выпуск, расширилась тематика, более привлекательным стал внешний вид печатных изданий, увеличилось издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор литературы.
Критерии подбора нужной литературы:
Доступность для данного возраста;
Проверка качества издания временем;
Признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
Способность книги быть помощником в обучении;
Наличие иллюстративного материала;
Гуманное содержание;
Мамам и папам о Книге
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
Не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Объясните детям: злой всегда наказан.
Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.
Всюду торжествует правда, а не сила.
В книге мир огромный: то, что есть – и было.
Дышат на страницах время и пространство,
И зовет с собою ветер дальних странствий.
Подрастают дети и читают сами.
Если есть вопросы, задают их маме.
Мамы или папы, объясните детям:
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
• Дети должны видеть, как Вы сами читаете с удовольствием.
• По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
• Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые читают.
• Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их.
• Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
• Поощряйте чтение любых материалов – пусть дети больше читают.
• Дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении.
• В доме должна быть детская библиотека.
• Выделите дома специальное место для чтения.
• Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
• Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще почитать об этом (книги о животных, о войне и т. д.).
• Детям лучше читать короткие рассказы.
• Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
• Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе
БИБЛИОТЕКАРЬ – УЧАЩИМСЯ-ЧИТАТЕЛЯМ
« КНИГА – ЭТО ДРУГ И СОВЕТЧИК. ЭТО ИСТОЧНИК МНОГИХ ДОБРЫХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ЗНАНИЙ»
( Юрий Гагарин)
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ:
· Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
· Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
· Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, труд будет напрасен.
· Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
· Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
· Обращай внимание на поступки героев, анализируй, делай для себя выводы.
· Учись у героев книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
· Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её чистой и опрятной.
· Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
· Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда – нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.
· И не забывай:
Читать – это модно!
Читать – это мудро!
Читайте свободно!
Читайте повсюду!