Методические материалы "ШАГ"

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для обучающихся учреждений образования

 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.

Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ОКТЯБРЕ 2018 ГОДА

Тема: «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события октября».

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«V Форум регионов Беларуси и России»;

«Региональное сотрудничество Беларуси и России»;

«Год малой родины в Республике Беларусь».

В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя материалы приложения к данным методическим рекомендациям и материалы сайтов:

 http://www.belta.by/president/view/eto-sotni-tysjach-rabochih-mest-lukashenko-rasskazal-chem-vazhno-regionalnoe-sotrudnichestvo-s-rossiej-321390-2018/

http://www.belta.by/president/view/lukashenko-i-putin-proveli-vstrechu-v-mogileve-321371-2018/

http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-prezidentom-rossii-vladimirom-putinym-19691/

 ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

 Информационный блок «V Форум регионов Беларуси и России».

Форум регионов Беларуси и России стал хорошей традицией для президентов двух стран, руководителей регионов, представителей бизнес-сообщества и экспертов, площадкой для обсуждения ключевых вопросов межгосударственных отношений.

Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин перед пленарным заседанием V Форума регионов провели двустороннюю встречу.

«Сегодня нам необходимо проанализировать и определить те сферы, в которых межрегиональное взаимодействие могло бы оказать дополнительное положительное влияние на интеграционные процессы в рамках нашего союза», отметил белорусский лидер.

 Вопросы для обсуждения:

-                   Чем вызвано пристальное внимание Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина к вопросам сотрудничества России и Беларуси?

-                   Как региональное сотрудничество двух стран – России и Беларуси – способствует развитию нашего государства?

-                   Что на ваш взгляд обеспечивает успешное сотрудничество двух государств?

-                   Как вы считаете, какова роль сотрудничества в жизни человека?

В фокусе обсуждения: культура взаимоотношений, умение вести переговоры, принципы сотрудничества, доверие, уважительное отношение к партнерству, национальные ценности, заинтересованность, достижения, личностная позиция, экономическая интеграция, союзное государство.

 Информационный блок «Региональное сотрудничество Беларуси и России».

Практически в каждом белорусском изделии, будь это трактор, большегрузный или легковой автомобиль, бытовой прибор, есть российский компонент, – констатировал Александр Лукашенко.В настоящее время более 8 тыс. предприятий двух государств связаны производственной кооперацией. В Беларуси около 3 тыс. организаций с российским уставным капиталом. В России зарегистрировано примерно 50 совместных производств, создано около 160 субъектов товаропроводящей сети с белорусским капиталом. Это сотни тысяч рабочих мест, что в нынешнее время является определенным достижением.

В рамках форума состоялось подписание соглашения о балансах поставок продовольствия на 2019 год, которым было уделено немало внимания на переговорах в Сочи президентов Беларуси и России.

 Вопросы для обсуждения:

-                   В каких отраслях экономики наиболее активно проявляется сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации?

-                   Почему можно считать сотрудничество России и Беларуси взаимовыгодным?

-                   Какие перспективы раскрывает сотрудничество между нашими государствами для обеспечения профессиональной занятости населения нашей страны?

-                   О каких белорусских брендах вы бы рассказали сверстникам из России?

В фокусе обсуждения: экономическое развитие страны, единое экономическое пространство, взаимодействие, взаимопонимание, способность находить компромисс, привлечение внимания к проблемам и достижениям союзного государства, гражданская позиция, привлечение внимания молодежи к вопросам экономики, экономическая интеграция, профессиональная занятость, гордость за отечественного производителя.

 Информационный блок «Год малой родины в Республике Беларусь».

Глава белорусского государства пригласил российского лидера посетить свою малую родину в агрогородке Александрия Шкловского района. Александр Лукашенко и Владимир Путин осмотрели дом, где рос будущий белорусский Президент. Вместе они прогулялись по деревне, полюбовались местными красотами.

Побывали и на Трофимовой кринице, с которой Александра Лукашенко связывают не только теплые воспоминания из детства, но и семейная история: в свое время источник обустроил дед Президента – плотник Трофим. По его имени люди и стали называть это место. И сам Глава государства приложил немалые усилия, чтобы сохранить и сделать это место еще краше.

 Вопросы для обсуждения:

-     Почему, по вашему мнению, Год малой родины продлен Президентом Республики Беларусь до 2020 года?

-     Как вы думаете, в чем может проявляться любовь к малой родине?

-     Как вы считаете, нужна ли забота вашей малой Родине?

-     Была ли у вас возможность принять участие в мероприятиях, посвященных Году малой родины?

 В фокусе обсуждения: патриотизм, деятельность, заинтересованность, личностная и гражданская позиция, любовь, забота, верность слову, честность по отношению к себе и другим, сохранение традиций, привлечение внимания к проблемам регионов, перспективы развития регионов.

 В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий ток-шоу подводит итоги.

Вопрос для обсуждения:

 Что из услышанного сегодня на нашем мероприятии заинтересовало вас больше всего? О чем захотелось узнать больше?

 Продолжите, пожалуйста, высказывания:

Что значит «моя малая родина»?

МОЯ – потому что здесь …

МАЛАЯ – потому что это …

РОДИНА – потому что здесь …

 Как вы считаете, что обязательно должен сделать каждый гражданин в Год малой родины? Что по силам сделать вам?