Музыкальная направленность

Здесь среди треволнений сурового века,
Возвышая мечту и мечтой дорожа,
Педагоги воспитывают Человека,
Для которого музыка – это душа.

Б. Дубровин

Музыка - это зеркало души человеческой. Произведения музыкального искусства оказывают прямое и мощное эмоциональное воздействие на личность. Благодаря столь важной особенности музыка становится, по выражению Б. М. Теплова, «эмоциональным познанием» и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. Она является эффективным средством формирования эмоциональной культуры, чувств, нравственности и интеллекта личности.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Решение задачи формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном, системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает эстетическое воспитание, одной из центральных составляющих которого является музыкальное воспитание.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальная направленность в государственном учреждении образования «Сеницкая средняя школа имени Я.Купалы» осуществляет обучение и воспитание учащихся по учебным программам дополнительного образования в области музыкального искусства с целью формирования у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. 

В учреждении образования созданы все условия для эффективного формирования целостной, гармоничной личности обучающихся при решении следующих задач:

- самореализации учащихся на занятиях музыкальной направленности;

- формирование у учащихся знаний, специальных учебных умений и навыков в области музыкального искусства;

- развитие музыкальных и творческих способностей учащихся;

- формирование гражданской идентичности и чувства уважения к другим культурам;

- воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости.

 Учащимся предлагаются к изучению факультативные занятия музыкальной направленности:

«Хор. Хоровой класс»;

«Оркестр. Оркестровый класс»;

«Сольфеджио»;

«Вокальный ансамбль»;

«Игра на музыкальном инструменте» (скрипка, цимбалы, дудка);

«Инструментальный ансамбль» (дудка, скрипка, цимбалы).

В учреждении образования созданы и действуют творческие коллективы:

 - образцовый ансамбль народной музыки «Шчабятуха», руководитель учитель музыкальных инструментов высшей квалификационной категории Рудницкая Оксана Владимировна;

- инструментальный ансамбль «Сеніцкія дудары», руководитель учитель музыкальных инструментов высшей квалификационной категории Головко Юрий Иванович;

- хор «Звонкие голоса», руководитель учитель музыки квалификационной категории «учитель-методист» Гринчик Елена Ивановна;

- ансамбль цимбалистов (дуэт) "АрКо", руководитель учитель музыкальных инструментов высшей квалификационной категории Козлова Анна Евгеньевна;

Учащиеся являются постоянными участниками, дипломантами и призерами фестивалей и конкурсов различного уровня. Республиканские конкурсы: «Здравствуй, мир!», «Спяваем разам», «Дети.Талант. Музыка», «Майский фэст», «Жарынка», «Беларускія таленты»;  Международные конкурсы и фестивали искусств: "By Fest", «Тихая моя Родина»,  «Радуга детства», «Золотая осень», IV международный фестиваль искусств "Musical star of Slovenia - 2024", «Open world fantasy 2023», «Новые вершины», «Музыки свет»,  «Хрустальный василёк», «#Сябры»,  Международный форум фольклорной музыки; международные фестивали «Бардеев-2017» и «Праздник детства-2019») (Словакия), Международный фестиваль народной музыки (Германия).  Работа педагогов-руководителей, концертмейстеров также отмечена наградами. Участие в конкурсной деятельности и фестивальном движении способствует повышению творческого потенциала учителей.

 

На заметку родителям.

«Зачем учить ребёнка музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота!  Понятно, что не каждый ребенок вырастет в будущем знаменитым музыкантом, но каждому занятия музыкой принесут огромную пользу.

Поверьте, учить детей музыке нужно – для этого есть самые веские основания:

Здоровье и развитие мозга. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. «Музыкой должны заниматься только одарённые дети!» - наиболее из печальных родительских заблуждений.

Воспитание самодисциплины и силы воли. Музыкальному искусству не научить за одно занятие, заниматься на инструменте, петь нужно будет регулярно, каждый день, несколько лет. А значит, надо учиться быть упорным и настойчивым, целенаправленным. Потребуется умение концентрировать внимание, умение быстро реагировать, слушать себя и тех, и тех, кто рядом с тобой.

Развитие координации. Не важно, какой инструмент выберет ребенок.  Во время игры на музыкальном инструменте приходится хорошо выполнять сразу несколько процессов одновременно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями.

Развивает пространственное мышление.

Музыка и математика идут рядом. В предмете сольфеджио, в теоретической его части, часто используются чисто математические приемы и способы решения, а дети, с радостью находят эти параллели и решают музыкально-математические задачки.

При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребёнок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее.

Что даёт ребёнку музыкальное образование?

Об этом можно говорить очень много. Это и эстетическое воспитание и духовное развитие.

Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. И ещё многое, многое.

Ну и самое ГЛАВНОЕ - мы с вами, дорогие наши родители, можем помочь детям глубже понять и полюбить музыкальные занятия. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генриг  Густович Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон и почти не знающий исключений. Именно родители должны заразить ребёнка любовью к музыке.

Могут ли родители оказывать непосредственную помощь ребёнку, обучающемуся  музыке? «Я ничем не помогу. Я в музыке не разбираюсь…». Кстати, эту фразу произносят многие, не отдавая себе отчёта в том, каков конкретный смысл сказанного. Что значит - «не разбираюсь»? Нередко оказывается, однако, что тот, кто «не разбирается», на самом деле с удовольствием слушает музыкальные программы, на концертах искренне, с жаром аплодируют участникам. Разбираются, кто хорошо исполнил песню, кто плохо.

Вместе с ребёнком послушайте его игру, полюбуйтесь мелодией, скажите, что она вам очень понравилась, запомнилась, запишите видео, послушайте и скажите, что если бы здесь не было остановки, было бы как у настоящего артиста и что вы бы тоже хотели так научиться играть.

Постигайте всякую музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на «нет» все попытки приобщить к ней ребёнка.

Совет

  • при удачном исполнении очень важно похвалить ребёнка. В любом случае ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.
  • не заставляйте ребёнка «выступать» с демонстрацией игры на инструменте или петь перед людьми, которые ему не нравятся, в неподходящей обстановке или когда его не слушают. И, напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.

При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребёнок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее.