Информация для родителей будущих первоклассников

 

 

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

 

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

На основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018г. №10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011г. № 283»прием детей в первый класс учреждения общего среднего образования осуществляется в период с 12 июня по 28 августа 2019 года. Законные представители подают следующие документы:

 - Заявление на имя директора учреждения образования одного из законных представителей ребёнка о зачислении в 1-й класс
 - Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал).
 - Копия свидетельства о рождении ребёнка.
 - Медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка.
 - Паспорт с регистрацией или видом на жительство одного из законных представителей.
 - Заключение ЦКРОиР (при наличии)

Присутствие ребенка при подаче документов в школу не обязательно.

 Заявление в 1 класс посмотреть/скачать (формат файла . doc, 40Kb)

Вопрос 3. Какие населенные пункты закреплены за ГУО «Сеницкая средняя школа имени Я. Купалы»?

Микрорайон школы:

 - А/г Юбилейный
 - А/г Сеница
 - Д. Колядичи
 - Ст. Колядичи
 - Д. Урожайная
 - Д. Щитомиричи
 - Д. Леонтьевичи
 - Д. Кохановщина
 - Д. Копиевичи
 - Д. Конютичи

В первую очередь принимаются в первые классы учреждения образования дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. При наличии свободных мест в учреждение образования могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

 

Вопрос 4. Будут ли функционировать классы с эстетической направленностью? Какие, если будут?

В 2019/2020 учебном году будут функционировать классы со следующими эстетическими направленностями:

 - Музыкальная;
 - Хореографическая;
 - Классы без направленности;

При выборе музыкальной направленности необходимо обязательно пройти прослушивание, которое будет проводиться

1 июня -  9.00 - 13.00,

3 июня -  9.00 - 12.00, 17.00 - 19.00

26 августа - 9.00 - 12.00, 17.00 - 19.00

 

Вопрос 5. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.

Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса:

 - Школьная форма
 - Спортивная форма и обувь
 - Сменная обувь
 - Тетради в крупную клетку (6 шт.)
 - Тетради в косую линейку (6 шт.)
 - Обложки для книг и тетрадей
 - Альбомы для рисования (2 шт.)
 - Ручки
 - Карандаши цветные
 - Карандаши простые
 - Линейка
 - Краски акварельные
 - Гуашь
 - Кисточки для клея и красок
 - Ножницы с закруглёнными лезвиями
 - Клей ПВА и клей-карандаш
 - Пластилин
 - Веер цифр
 - Веер букв
 - Счётные палочки
 - Конструктор (пластмассовый)
 - Наборы цветной бумаги, белого и цветного картона (2 шт.)
 - Блок офисной бумаги

 

Вопрос 6. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

 

 

 

Вопрос 7. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

 

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

 

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

 

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

 

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

 

 - уроки проводятся только в первую смену;
 - каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
 - учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
 - продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут;

 - домашние задания учащимся не задаются.

 

Вопрос 8. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

 

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка.

 

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

 

В течении первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения

 

 

 

Вопрос 9. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

 

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка. Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

 

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

 

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

 

 

 

Вопрос 10. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни. Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

 

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

 

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

 

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

 

 

 

Вопрос 11. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

 

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

 

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

 

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

 

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

 

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

 

По дополнительным вопросам обращаться по телефону 8(017)5062336 Наталья Сергеевна Карасюк.