2018/2019 учебный год

К 95-годдзю Васіля Быкава

 


В добрый путь, дорогие выпускники - 2019!

 

 


Этот День Победы...


 

Наша Победа

 

Сквозь взрывы бомб и грохот пушек

Вы шли в атаку - Родины сыны.

Чтоб мир добыть для городов и маленьких избушек,

Вы отдавали жизнь и были Родине верны.

 

И дрогнул враг, почуяв вашу силу,

Хоть до зубов он был вооружён.

Сломили вы его стальную силу

И он в Берлине в День Победы сокрушён!

 

Пусть не померкнет ваша слава,

Победе ратной в мире нет цены.

Пусть крепнет в свете Беларусь-держава,

Чтоб и в помине не было войны!

Юревич Анастасия, 6 класс

 


Серия видеороликов "Беларусь помнит" подготовлена к 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков нашими учащимися.
Молодежь Беларуси знает, помнит и не позволит переписать правдивую историю о той страшной войне и героизме наших прадедов, дедов и отцов.

 



Спасибо тихо говорим

Из пыльного шкафа достанет он китель,

Протрет медаль «За Отвагу».

Он должен быть рад, ведь он победитель,

Но лишь падают слезы на рану.

 

И предательски начинают руки дрожать,

Вспоминая тихий рассвет.

Как в четыре утра перестал он дышать.

Не забудется он этот момент…

 

И сейчас счастливыми глазами

Мы "Спасибо" тихо говорим.

Не передать вовек словами,

Как сильно вами дорожим.

 

Самчук Полина, Разницына Яна, 11 класс

 


В честь 75-летия освобождения Беларуси учащиеся 10"А" класса посетили Музей Великой Отечественной войны - первый в мире, посвященный самой кровопролитной войне 20 века. С вниманием прослушана информация о том, что в эти страшные годы Беларусь потеряла каждого третьего жителя, что на территории республики действовали 250 лагерей смерти, среди которых печально известный Тростенец. Особый интерес вызвали залы в музее "Мир и война", "Дорога войны", "Партизанское движение и подполье в Беларуси", "Наследники Великой Победы". Экспозиции и атмосфера окунулись в события тех страшных дней. Невозможно остаться равнодушным ко всему увиденному и услышанному. Экскурсия завершилась посещением зала Победы. Посещение Музея - это ещё один шаг к познанию и уважению молодого поколения к истории и памяти нашего государства.


Да 75-годдзя з Дня Перамогі

 

He патрэбна ніякаму часу вайна!
Не патрэбна i нашаму веку!
Не прыносіла  шчасця ніколі яна-
Колькі гора дала чалавеку!..

Агонь, стральба, жудасныя крыкі людзей, мальба аб дапамозе - усе гэта ў мяне асацыіруецца з вайной. Мне пашчасціла, што пра гэга ўсё я ведаю толькі з кінафільмаў i літаратурных твораў. Майму пакаленню пашанцавала, што мы не ведаем голаду, не баімся наступнага дня. Гулы гармат не перашкаджаюць спеву салаўя ў садзе, а блакітнае неба становіцца трывожным толькі  ў час навальніцы, а не з-за налёту варожых самалётаў:

Жыццё, як цуд, пад  мірным небам,

Бо не пануюць боль i страх,

Не ведаем чаргі за хлебам.

Калі ідуць па галавах.  

Прайшло 75 гадоў пасля вайны. Цяпер мы ўсе жывём, дзякуючы пераможнай барацьбе нашых прадзедаў за свабоду. А таксама - плёнам ix працы, бо ваеннае i пасляваеннае пакаленне аднавіла прамысловасць, адбудавала гарады i вёскі, дзе цяпер жывём мы. Beліч народнага подзвігу ў . тым, што яго стваралі не для сябе. Людзі  ахвяравалі сабой для будучых пакаленняў, для нас.

Варты захаплення подзвіг савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне. Непасільны цяжар нягод i пакут вынеслі на сваіх плячах салдаты i афіцэры, рабочыя i калгаснікі, дзеячы навукі i культуры, дзеці i дарослыя. "Усё для фронту , усё для перамогі",-гэты лозунг натхняў працаўнікоў тылу, даваў iм новыя сілы. I з завадскіх цэхаў выходзілі новыя танкі, самалёты, артылерыйскія гранаты, снарады, патроны. Цяжка паверыць, што ўся гэта складаная тэхніка стваралася рукамі жанчын i дзяцей, бо мужчыны былі на фронце.

Людзі ваеннага пакалення - асаблівыя людзі. З франтоў Вялікай Айчыннай яны прынеслі ў няпростае жыццё краіны веру ў будучыню, гатоўнасць ахвяраваць сабой дзеля іншых.

Вышыня чалавечага подзвігу вызначаецца сілай любові да жыцця. I подзвіг народа - гэга прамое адлюстраванне подзвігу кожнага чалавека , памножанае на мільён, на дзясяткі мільёнаў.

Помніць аб вайне, гераізме i мужнасці тых, хто змагаўся з ворагам i выратаваў ад фашысцкага нашэсця Радзіму, гэта значыць змагацца за мip. Гэта абавязак ycix, хто жыве на зямлі. I таму тэма Вялікай Айчыннай вайны з'яўляецца адной з важнейшых у беларускай паэзіі i літаратуры.

Беларуская літаратура багата на творы, прысвечаныя Вялікай Айчыннай вайне. Гэта проза Васіля Быкава, Івана Шамякіна, Алеся Адамовіча, вершы Рыгора Барадуліна, Мiколы Аўрамчыка, Анатоля Вярцінскага,

Генадзя Бураўкіна, Аркадзя Куляшова i многіх iншых аўтараў. Усе яны аб'яднаны памяццю сэрца, моцным жаданнем уваскрэсіць бессмяротныя подзвігі салдат, партызан i падпольшчыкаў, паказаць мірных жыхароў у выпрабаваннях вайны. Кнігі пра вайну можна лічыць своеасаблівым помнікам загінуўшым. Яны вучаць нас мужнасці, адвазе, бясстрашнасці, высокай маральнасці, шчырай адданасці Айчыне, змаганню за мір i справядлівасць на ўсёй планеце. Xiбa могуць пакінуць каго-небудзь абыякавым радкі:

Цэліць кат

У льняныя галовы.

Пачынае

З сына Miная.

Стрэл.

Уnaў хлапчук трохгадовы...

Кат ізноў nicmaлem узнімае...

На сцяне - заложнікаў цені...

Вось і ўсё.

Перад бацъкам Мінаем

Станьце, усе бацькі, на калені!

Чаму вайна можа навучыць чалавека? Перш за ўсё, цаніць мір i па-братэрску аб'ядноўвацца дзеля яго. Шанавань магчымасць жыць побач з блізкімі, а не чакаць ix гадамi з фронту. Кахаць i быць з любімымі, а не атрымоўваць «пахаванкі» жаніхоў. Спакойна ісці па вуліцы, а не бегчы хутчэй у бамбасховішча. Купляць у краме свежыя булачкі, а не пячы хлеб з лебяды.

Грамадзянскі мір i згода, непрыманне любых форм варожасці на рэлігійнай i этнічнай глебе сталі галоўнымі складнікамі дзяржаўнай палітыкі Белаpyci. "Наш народ вынес столькі пакут, што назаўсёды выпрацаваў у сябе і імунітэт супраць усялякага насілля. I цяпер аснова нашай знешняй палітыкі - міралюбнасць", - заявіў Прэзідэнт нашай краіны.

Я веру, што мае пакаленне, пашы дзеці i ўнукі не пазнаюць жахаў вайны.

 

Хопіць!

Ужо замнога!

Кроў, ліхалецце, жах!

Стань!

Памаліся Богу!

Люд, згубіўшы страх!

                        (Марыя Кобец)

Вікторыя Мазепіна, 7 клас

 


Хатынь

Той ноччу падаў белы снег,

Лажыўся сціпла на зямлю.

Ніводны ў вёсцы чалавек

Не ведаў пра такую смерць сваю.

А карнікі ішлі ўсё ланцугом

I бралі вёску ў акружэнне,

Зганялі ўсіх пад кулямётам,

Каб адыграцца за паражэнне.

У апошняй хаце на краю

Былі старыя, дзеці і жанчыны,

На суд аддалі іх агню,

Палілі зажыва нявінных.

Як жудасны дзіцячы сон,

Стаяў і заціхаў пакутны крык,

Пакуль не перарос у адзіночны вой,

А потым надламіўся і заціх.

Той плач жыве ў душы жывых.

Згарэла вёска ўся датла,

На белым снезе след узнік

Чырвоны-чорны ад крыві і пеплу.

На месцах хатак – каміны,

У сэрцах людзей набат гучыць.

Мы будзем помніць пра Хатынь,

I з гэтым болем цяжка жыць!

 


Ткаченко Варвара, 11 класс


Поздравление с окончанием учебного года от учащейся 11 класса Валюк Анны

 

 


Михаил Лермонтов      

      

                         Ангел

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
 
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
 
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
 
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли. 

 

Звуки— это самые первые впечатления, которые начинают формировать чувства ребёнка. С колыбельной матери начинаются истоки душевной красоты человека. От своего рождения ребёнок должен чувствовать, что всё самое лучшее в жизни создано для его счастья. Согласно православным традициям, каждый человек имеет своего ангела-хранителя, который сопровождает нас по жизни и помогает, когда это необходимо. В чём суть жизни человека? К чему он должен стремиться? Какой «след на земле» оставить?

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Ангел» заставляет погрузиться в размышления о вечном. Это яркий пример философской лирики, где звучат размышления поэта о вечности, о жизни, судьбе.

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году по мотивам колыбельной песни матери поэта. Оно удивительно музыкально: звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» её. Возникают ощущения светлой грусти, приятно сжимающей сердце, заставляющей затаить дыхание.

Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня ангела «тихая», как колыбельная для младенца. Выражая своё отношение к песне, автор называет её «светлая», потому что она «о Боге великом». Поэт употребляет поэтические, высокие слова: внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению музыкальность, торжественность. Особую мелодичность придаёт отбор слов, в котором встречаются многократно согласный [л].

 

Эта песня о гармонии, о совершенстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Поэтому песня ангела важна для «младой души», её внимали «месяц, и звёзды, и тучи толпой».

Слова-антонимы (небо и земля) усиливают противопоставление небесной жизни и земной. Это подчёркивает то, что жизнь коротка, а человеческая душа живёт вечно. Рай и небо обретают земные черты, но в них царят покой и гармония, добро и справедливость. Мир земли противопоставлен образу неба, как мир печали и слёз. Своё отношение к нему поэт выражает словами «скучные песни земли».

Через образ лирического героя «Душа молодая» устанавливается связь между миром земным и духовным. Ребёнку с детства предстоит столкнуться с болью и унижением, печалью и слезами. Душа его «долго на свете томилась…желанием чудным полна», желая вернуться к прежней гармонии. Праведная жизнь, страдания, жизненные трудности должны очистить человеческую душу и вернуть к истокам.

Таким образом, мы видим, что песня ангела— это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта.

Современного читателя поэзия Лермонтова учит понимать доброту и красоту мира. Заставляет задуматься о времени и о себе. «Живой» отзвук волшебной песни ангела звучит и в нашей душе. Стремление к своей цели, реализация своей мечты— главное на жизненном пути. То, кем мы станем и чего добьёмся зависит от нас самих.

Кулакевич Яна, 10 класс

 


В рамках предметной недели русского языка и литературы прошли следующие мероприятия:

  • 20 марта в 11 классах прошёл  брейн-ринг "В мире литературы". Ребята разделились на две команды. Капитаном "Классиков" стала Разницына Яна, а "Глаголиков" возглавила Политаева Анастасия. Учащимся было предложено ответить на вопросы из области литературы: проза, поэзия. Со счётом 14,5 балла победила команда" Глаголиков". А "Классики" набрали 11 баллов.

  • Конкурс мини-проектов "Почему мы так говорим?" прошёл в 6"А "классе. Учащиеся с большим интересом защищали свои работы, объясняя значение каждого слова. Класс разделился на 6 групп. Каждая группа работала со словами определённой области. Лидером по количеству интересных слов и их употребления в речи стали  Минская и Гомельская области. Работу над проектом учащиеся решили продолжить.

  • 21 марта между 7"Б" и 7"Г"  прошёл КВН по русскому языку "Подумай и ответь". Учащиеся отвечали на вопросы, разгадывали ребусы и кроссворды. Романов Кирилл и Балабуева Варвара довольно быстро выполнили задание для капитанов. Со счётом 21 : 18,5 балла победила команда 7"Г" класса.

Учитель русского языка и литературы Курилова Татьяна Викторовна

 


У Сеніцкай сярэдняй школе імя Я.Купалы традыцыйным стаў пачатак правядзеняя дэкады беларускай мовы і літаратуры з сустрэчы са знакамітымі людзьмі. І на гэты раз адбылася цікавая сустрэча вучняў і настаўнікаў школы з бардам беларускамоўнай песні Алесем Камоцкім і вядучай Белтэлерадыёкампаніі Алінай Страшкевіч.

У цеплай сяброўскай атмасферы, у запоўненым зале, вучні 10 “А” класа Даніла Росалька, Дар’я Піскуновіч, Юля Сыцько, Міша Бобрык прачыталі вершы Алеся Камоцкага. А пяцікласніца Марыя Палішчук прачытала свой асабісты верш “Люблю Беларусь”. Зацікаўленыя вучні задавалі пытанні Алесю Камоцкаму: іх асабліва цікавіла супрацоўніцтва Алеся з беларускім паэтам Рыгорам Барадуліным, на словы якога бард напісаў каля 70 песень. У апошні час песеннік звярнуўся да ірландскай і японскай паэзіі, робіць пераклады на беларускую мову. Сустрэча суправаджалася і пытаннямі, якія задаваў Алесь Камоцкі прысутным у зале. Самым актыўным вучням уручаны зборнікі паэзіі з аўтографам, дыскі.

А вось былая вучаніца школы, і вядучая Белтэлерадыёкампаніі, Алінай Страшкевіч, выканала на акардэоне некалькі песень Алеся Камоцкага.

А самае галоўнае – гучала беларуская песня!

Класны кіраўнік 10 "А" Лапо Ніна Аляксандраўна


Синкевич Илья, 10 класс


Весенний праздник в дверь стучится,
И ветер развивает аромат цветов.
Все люди начинают суетиться,
И каждый хочет быть к нему готов.
 
Духи, цветы, конфеты, поздравления,
А сердце наполняет радость и любовь.
И каждое важно мгновенье,
И каждая строчка стихов.
 
Мне бы всех прекрасных и любимых,
Наших женщин хочется поздравить.
Счастья, больше дней неповторимых,
А невзгоды позади оставить.
 

Ткаченко Варвара, 11 класс


Мне приснится родное место,
И прозрачного озера холод.
И приснится мне шум переезда,
Я тогда был не опытен, молод.
 
Я хотел убежать от проблем,
И решений жизненно важных,
Я любил и хотел насовсем,
Но мой мир оказался бумажным.
 
Уже тысячи лет
Мы живём и не знаем зачем,
Наша жизнь есть побег от проблем,
Есть решение глупых дилемм.
Ещё тысячи лет
Я исчезну, смотрите мне вслед …

 

Ткаченко Варвара, 11 класс


6-10 февраля 2019 г. в г. Минске в Административном комплексе по проспекту Победителей, 14 прошел крупнейший книжный форум – XXVI Минская международная книжная выставка-ярмарка.

Основные темы выставки – Год малой родины и II Европейские игры. Нашли свое отражение юбилейные даты классиков белорусской литературы, памятные даты в истории нашей страны.

Впервые выставка проводилась не только на площадках выставочного комплекса, но и в книжных магазинах, библиотеках, музеях, были организованы литературные экскурсии, поэтические маршруты, тематические семинары по следующим темам: мировые тенденции в оформлении книг, как работать с книжными магазинами, краудфандинг, литературная критика и блоггинг, работа в социальных сетях, мастер-класс по общему блоггингу, научная и научно-популярная литература, научные журналы, книги и их продвижение.

На стендах участников прошли многочисленные встречи с авторами, издателями, художниками, презентации книг, «круглые столы», автограф-сессии, мастер-классы. Работала детская площадка, организована экспозиция “Печатный двор XVI века”, которая предлагает демонстрацию уникальной обстановки старинного печатного двора XVI века.

 

Учащиеся 11 «А» класса ГУО «Сеницкой средней школы имени Я.Купалы» посетили выставку и предоставили небольшой фотоотчет:

 

 

 

 

 

 


 


Беларусь

Беларусь мая мілая, родная,

Ты краіна мая непаўторная!

Я цябе ўсёй душою люблю,

Усё на свеце табе падару.

Тут дамы, гарады і палі,

Ганаруся ўсім, што на гэтай зямлі.

Палішчук Марыя, 5 клас

 

Мая краіна

Краіна ты мая родная,

Цябе так моцна я люблю,

Сумленна жыць я абяцаю

І слоў на вецер не кідаю. 

 

Ганаруся я Радзімай

І люблю свой родны край,

Гэты верш для вас прыдумаў

Тулуеўскі Мікалай.  

Тулуеўскі Мікалай, 5 клас  


Проба пера

Ищите красоту в простом,

Пытайтесь быть живым и смелым,

Не верьте людям злым, душою очерствелым …

Вы были созданы природой для того, чтобы творить и создавать,

Любить, крушить и заново начать.

Мечтайте, действуйте,  прощайте,

А главное не унывайте.

Не дайте людям скучным и простым,

В душе оставить пепла дым.



Валюк Анна, 11 класс

 


Лірычная замалёўка "Зіма"

Белы снежань мяккім пухам

Апрануў палі і луг.

Зіма – гэта белая казка. Усё навокал занесена белым снегам, які днём блішчыць на сонцы так, што слепіць вочы. А раніцай шкада таптаць некранутае покрыва, намеценае ноччу. Усё  чыстае і прыгожае. Вось так выглядае зіма ў студзені.

Але з чаго ўсё пачынаецца? Вядома з нудных восеньскіх дажджоў і першага снегу. Звычайна гэта бывае так… Спачатку вецер – такі пругкі, што яго нават можна, адчуваець, узяць у жменю, і такі неспадзявана сухі і нязвычны, пабтрасае апошнія лісты з мокрых дрэў, якія і так ужо гола стаяць, павыдзімае халодную ваду з лужын, падсушыць раскоўзаную дарогу. Потым бадзёры марозік, якім вельмі ж ужо яршыста дыхаецца, падмарозіць поле, вуліцу, на якой, ідучы яшчэ ў гумавых ботах, адчуваеш кожную няроўнасць схопленай марозам груды. І потым надыходзіць ужо той ціхі час, калі паветра робіцца вельмі звонкае: бразне нехта вядром ля калодзежа – і гэты звон доўга на аціхае на вуліцы. Скажа нехта “добрае раніцы” ў адным канцы вуліцы, а ў другім жанчыны адсоўваюць на вокнах фіранкі, каб зірнуць, хто гэта ўстаў раней за іх. Тады робішся нібы сам не свой, ходзіш задумлівы, з нейкім дзіўным пачуццём. І ўсё чагосьці чакаеш. Без патрэбы выйдзеш на двор, паглядзіш на неба, паходзіш, патупаеш па вуліцы і зноў вяртаешся ў цёплую хату. Але і ў хаце тады, зразумела, не сядзіцца. І вось – нарэшце! У ніякаватай і ўрачыстай цішыні раптам пацямнее неба, і адтуль абваліваецца на луг, на поле, на вёску белая радасць – спачатку засыпле каляіны, лагчынне, а потым убеліць, прыбярэ, нібы перад нейкім святам, усю зямлю…

Лес зімою прыгожы ўсюды. У гэтую зіму, калі снег ідзе ледзь не кожны дзень, ён іншы раз падобны на казку… Вось адна маладая, але выносістая хваінка не вытрымала першага шчодрага снегу, нахілілася. Паглядзела на яе гэтакае ж маладая ялінка і таксамі нахалілася, бо ёй яшчэ цяжэй было ўстаяць – яе галінкі больш пушыстыя. Сустрэліся яны, абняліся. Тады снег паваліў яшчэ і яшчэ. Выгнуліся гэтыя два дрэўцы, утварылі арку, а тады ўжо чаго не намудрылі на гэтай арцы снег з марозам! Тут і розныя ўзоры, і арнаметы невядомы якіх вякоў і народаў!

А вы бачылі калі-небудзь зімой у лесе белыя копчыкі? Але гэта здалёк – копчыкі. А калі падысці бліжэй, то адразу можна заўважыць, что гэта хаткі. Не з таго боку, дык з другога, але абавязкова ў кожнай хатцы ёсць хоць адно акенца: дзе круглае, дзе кантовае. Есць таксама дзверцы каля самай зямлі. І калі зазірнуць у гэтую хатку, то можна ўбачыць, што ў ёй зусім няма снегу. Там суха, утульна, дол высланы жоўтымі шыпулькамі. Хіба не можа тут пераначаваць зайчык?

А вось доўгая лясная прасека, і канца ёй не відаць. Яна роўная, як алея ў парку. Па ёй талькі што нехта праехаў на санях. Відаць, дзядзька ляснік, бо толькі яго конь прывучаны хадзіць па глыбокім снезе.

А вось рака мае зусім іншы выгляд узіму. Яе наглуха забівае снегам. Цэлыя гурбы снегу ляжаць на кустах, звешваюцца з берагавых абрываў. Снег усюды белы, сыпкі, неба гэткае ж малочна-белае, шчыльна кладзецца на ўскрай берагоў, і калі чалавек трапляе ў рэчышча, яму здаецца, што трапіў ён на інакшую планету, дзе бель снегу ўгары і ўнізе і ўрачыстае маўчанне зімы …

Снежаньская імпрэсія

Белыя сыпяцца долу крышталікі,

Белыя крышацца хмаркі ўгары.

Сочны закутаны ў белыя шалікі.

Белая мітусь у белым бары.

Белая мяккая ціша няхрусткая,

Белай дрымотай спавіты кусты.

Белае белле… Зіма беларуская…

Што ж мне не дорыш снягурачку ты?

Ніл Гілевіч

 

Мазепіна Вікторыя, 7 клас

 


Да 105-годдзя Аркадзя Куляшова

У гісторыі кожнага народа ёсць імены, з якімі асацыіруюцца цэлыя эпохі. Яны сталі сімвалам нацыі, праслаўлялі іе ў вачах сусветнай грамадскасці. Імя Аркадзя Куляшова - на вуснах многіх пакіленняў беларусаў, яго таленту здзіўляліся рускія і ўкраінцы, палякі і балгары.

 


"Из истории моего рода”

Громким клёкатам аисты объявляют о своём возвращении в родные места, в родные гнёзда. Уставшие крылья всегда несут их на родину, туда, где были их семьи.  Есть и у человека дорогой сердцу уголок, родная земля, родительский дом. Именно на Малой родине духовные корни человека.

Дерево сильное своими корнями. Мощные ветви и листья создают пышную крону, под которой хочется отдохнуть и задуматься о том, кто ты, кто твои предки, чем славен твой род. Народная мудрость говорит: “ если не знаешь откуда пришел, то не знаешь куда пойдешь”. Поэтому и я, стоя на распутье, перед своей самостоятельной жизнью, рассуждаю о самом главном.

Слово” семья " для меня много значит, ведь именно она является постоянной опорой и поддержкой. Семья — это самые близкие, родные люди, которые дарят мне тепло, помогают. Это мой родной дом, в который всегда хочется вернуться. Доверительные отношения, забота, понимание, полезный совет, поддержка, помощь моих родных — это мой маленький мир, где всё привычное и понятное.

Семья создаётся для того, чтобы не уйти из жизни незаметно, а оставить частичку себя — детей и внуков, которые могли бы продлить род.

Семья — это и наши предки. Я считаю, что важно знать свое родословное древо: место и год рождения, род занятий, национальные корни предков. Через поколения передаются семейные ценности, опыт, традиции, мастерство, талант. Мне важна биография членов моей семьи, история моего рода. Память о них нужна, как дань уважения к прошлому и надежда на лучшее будущее.

Во-первых, я решила выяснить значение своей фамилии:

Исторически фамилия Кулакевич происходит из Польши или соседних с ней стран (Беларуси и Украины). Возможно, мой далекий предок мог быть польским шляхтичем. К слову “кулак” возникают семантические ассоциации: крепкий, сильный, хозяин, труженик.

И действительно, мой прадед, Кулакевич Григорий Иванович (1897), жил с семьёй на территории Житковичского района Гомельской области. Имел большое хозяйство: земли, сады, ульи, домашний скот. В 1937 году прадед был “раскулачен” и выслан в Архангельскую область. Там в 1939 году родился мой дедушка, Кулакевич Яков Григорьевич. Об этом свидетельствуют архивные документы. После реабилитации мой прадед с семьей вернулся на свою Малую родину. Работал на земле, растил троих сыновей, заботился о благополучии своих родных.

По материнской линии предки с фамилией Шваюк жили на территории Полесья, Западной Беларуси. Мой прапрадед, Шваюк Григорий Никифорович, воевал в Первую мировую войну. Мой прадед, Шваюк Григорий Григорьевич (1914), был хорошим резчиком по дереву, имел хорошее хозяйство. В 30-е годы был первым председателем колхоза в деревне Воловель Дрогичанского района. Мой прадед сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны, был минёром, имел медали и орден Красного Знамени. Своими предками я горжусь. Я благодарна им за мое беззаботное счастливое детство.

В детстве я очень любила бабушкины сказки и истории о прошлом. Больше всего меня восхищали и удивляли сокровища семейного сундука.

Моя семья хранит льняные полотенца, сотканные на кроснах моей прабабушкой, Гницевич Марией Алексеевной (1917). С завистью смотрела она когда-то на барышень, которые учились, а сама делала то, что умела: растила детей, работала в колхозе за рабочий день, пряла и вышивала. Научилась читать только вместе со своими внуками. Прялка и веретено — это память о трудолюбии и талантливости моих предков, которые были настоящими мастерами. Из поколения в поколение передаётся талант, заложенный в генах. Моя бабушка, Шваюк Мария Григорьевна, вышивала узорные покрывала и полотенца, рубашки, вязала, рисовала, плела корзины из лозы. Радуют меня эти изделия разными цветами радуги, красотой цветов, дарят мне теплоту, духовность. У них — вдохновение и душа моих предков.

Всегда волнуюсь, когда смотрю семейный альбом. С пожелтевших страниц смотрят на меня близкие, родные люди. На фотографии из семейного альбома моя прабабка держит на руках мою маму. На втором снимке на стульчике стоит девочка лет трёх, очень похожая на меня. Это моя бабушка. Форма лица, цвет глаз и волос передались мне через покления. Это память, которая осталась мне от моих предков.

В семейном сундуке хранится подвенечное платье бабушки. Это напоминание о семье, как самый ценный клад человека. Это напоминание о доме, о близких людях, которые всегда рядом, о детях. Семьи моих предков были большие, сильные. Растили по шестеро детей.

А еще ценим мы иконку моей прабабушки. Это жизнь и вера, мудрость моих предков. Всегда оглянись назад, выходя из родительского дома. Оглянись назад в своё прошлое. Человек без прошлого, без предков — что дерево без корней. Не держится крепко на Земле, может “упасть” от сложных жизненных обстоятельств. Оглянись, чтобы не погасла свечка перед иконкой, чтобы не заросла тропинка к родительскому дому, чтобы были силы двигаться в будущее.

Родословная моей семьи—это дерево, которое своими корнями крепко держит меня на земле, даёт силы для шага вперёд. Очень важно знать и помнить своё прошлое, историю своей семьи, передать своим детям и внукам свою родословную. Я уверена, мои предки — трудолюбивые, искренние, добрые люди. Для них главная ценность — семья, род, память. Я благодарна своим предкам за все хорошее, что они оставили мне в наследство: уважение к своей Родине, к своим родителям, к своей семье.

Семья.

Большая, дружная.

Работает, радуется, ценит.

Помнить историю, корни свои.

Родословная.

Кулакевия Янина, 10 класс

 


От всей души поздравляем с наступающим Новым годом. Желаем мира, добра, здоровья и счастья!

Слова и музыка: Ткаченко Варвара

Исполняют: Ткаченко Варвара (гитара), Самчук Полина, 11 класс


 

Представляем вашему вниманию небольшой отчет о работе ЛТ "Слово"


 

Раздіма  

Радзіма мая, хата родная,

І сонца тут свеціць пяшчотнае.

Тут клёкат бусліны нам песняй гучыць -

Радзіма мая! Як цябе не любіць?

Мы лёсам адзіным з табою жывём,

Ласкавай цябе Беларуссю завём!

 

Траццякова Сафія, 5 "Е" клас


 

17 ноября в Доме книги" Светач" состоялась встреча с писательницей Александрой Марининой. Учащиеся нашей школы побывали на встрече и пообщались с автором известных детективов. У детей осталось очень приятное впечатление, книги с автографом и фото.

 

 


 

Беларуская драмітургія прыцягвае ўвагу вучняў старэйшых класаў Сеніцкай сярэдняй школы імя Я.Купалы. Асабліва гэта тычыцца калектыву 10 "А" класа, класным кіраўніком якога з'яўляецца настаўнік беларускай мовы і літаратуры Лапо Ніна Аляксандраўна. 

У капілцы прагляду спектакляў знаходзяцца такія як "Тарас на Парнасе", "Не пакідай мяне", "Чорная панна Нясвіжа". Ну а зараз 10 "А" клас наведаў спектакль па п'есе К.Крапівы "Хто смяецца апошнім". Выдатная ігра акцёраў тэатра-студыі кінаакцёра зрабіла п'есу цікавай, змястоўнай, смешнай.

А вось канцоўку ў спектаклі калектыў тэатра вырашыў па-свойму, і ў канцы п'есы зло, а не дабро, перамагае. Вучні былі нават разачарованы такой пастаноўкай, але, будзем спадзявацца, што ўсё-такі дабро пераможа, і справядлівасць будзе!


 

Традыцыйнымі сталі сустрэчы вучняў Сеніцкай сярэдняй школы імя Я.Купалы з выдатнымі людзьмі Беларусі. Не выключэннем стала сустрэча вучняў другіх і трэціх класаў з беларускай паэткай, выпускніцай Ждановіцскай сярэдняй школы, Кацярынай Станіславаўнай Хадасевіч-Лісавай. Яна з'яўляецца аўтарам такіх кніг  як "Падарожжы ў чароўны лес", "Касмічная адысея хлопчыка Стасіка", "Казка сіняй птушкі" і іншых. 

Вучні і настаўнікі з цікавасцю сустрэліся з паэтэсай, якая расказала пра свае творчыя планы, пазнаёміла са сваімі творамі. Да кнігі "Падарожжы ў Чароўны лес" яна напісала прадмову, у якой адзначыла, што гэта кніга незвычайная, бо яна трапляецца дзецям з адкрытым добрым сэрцам і багатым уяўленнем. Старонкі выдання запрашаюць чытачоў у дзівосныя вандроўкі ў Чароўным лесе, які схаваўся ад людзей за Высокай гарой, за Глыбокім возерам, за Багністым балотам. У кожным падарожжы нас чакаюць сустрэчы з новымі казачнымі персанажамі.

Афармляе выданні Кацярыны Хадасевіч-Лісавай мастак Віталь Дударэнка. І сваёй мастацкай задачай лічыць дапамагчы маленькім чытачам убачыць герояў казкі такімі, якімі іх бачыць аўтар.

А арганізатарам гэтай сустрэчы стала бібліятэкар школы Кушнір Марына Радаміраўна. 

Напрыканцы свайго выступлення Кацярына Станіславаўна падарыла некалькі сваіх кніг школьнай бібліятэцы.

Думаецца, што шмат цікавых сустрэч у нас наперадзе.

У добры шлях!

 

Мазепіна Вікторыя, 7 клас

 


 

200 лет со дня рождения И. С. Тургенева

 

Политаева Анастасия, 11 класс

 


 

И.С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.                 

 

Ф. В. Гладков

 

И.С. Тургенев – классик  русской литературы,  первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Поэт, публицист,  переводчик, философ,  драматург, Тургенев заложил основы русского классического романа.  Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили  великие современники в России,  Западной Европе,  Америке.   Литературный преемник Пушкина,  хранитель  «великого и могучего» русского языка,  Тургенев  явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека.  Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире.

 

Кредо И.С. Тургенева в течение всей жизни: «То, что вечно и нетленно, так это искусство, служащее великой идее и идея, во имя великого дела». Русский писатель выступал за эволюцию человека через культуру, призывал к примирению приверженцев противоположных мнений и противостоял экстремизму в любых его проявлениях. И.С. Тургенев выступал за народное просвещение и, по словам французского философа и писателя Эрнеста Ренана, был выразителем «народного сознания».

 

Величие творчества И.С. Тургенева неоспоримо. В его творениях мы ищем и находим ответы на многие вопросы бытия.

В рамках культурно-образовательного проекта «Великий мастер языка и стиля», приуроченного к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева в нашей школе 9 ноября 2018 г. прошел Час русской классики «Он жизнь посвятил…». Во время мероприятия учащиеся 9 «А» класса ознакомились с личностью юбиляра, его биографией, малой родиной и её значением в жизни писателя.

 

03.12.2018 г среди учащихся шестых классов проводилась интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Во время которой учащиеся с интересом отвечали на каверзные вопросы, проявляли смекалку и эрудицию.

16 ноября 2018г. в 6 «А» классе прошло мероприятие «Мой Тургенев», приуроченное к 200-летию классика. Учащиеся с большим интересом защищали свои проекты по теме «Любимый эпизод в рисунке», разгадывали кроссворды «Узнай произведение и героя», читали выразительно понравившиеся отрывки из рассказа «Бежин луг».

 

 

 

 

В рамках культурно-образовательного проекта «Великий мастер языка и стиля», приуроченного к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева, прошли вечера семейного чтения произведений классика.

Активный отклик получило предложение приготовить закуски охотника (по мотивам цикла рассказов «Записки охотника»).

На фото пятиклассник Будай Тимофей и его бабушка, на видео Абрамов Илья (учащийся 5 «Г» класса) читают произведения И.С.Тургенева. Закуски охотника готовит Куртумеров Эдуард, учащийся 6 «В» класса. Вечер семейного чтения проходит у семьи Подолинского Павла и Куртумерова Эдуарда.

   

 

 19 ноября 2018 среди учашихся девятых классов была проведена он-лайн викторина по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Победителями стала команда 9 «Б» класса, показавшая более глубокие знания биографии и произведений классика.

 

 

На фотографиях учащиеся 9 «Б», «В».


 

 

Шамшуров Никита, 11 класс


 

Политаева Анастасия, 11 класс

 


 

 

 


 

С новым 2018/2019 учебным годом!

 

Пришла пора нам в школу возвращаться

 

Пришла пора нам в школу возвращаться,
Издалека уж слышен первый звон.
И каждый хочет одноклассникам признаться,
Как рад их видеть наконец-то он.

 

И новый год учебный пролетит так быстро,
Волнительно для каждого, поверь.
За лето каждый стал умён, красив и быстр.
Мы все стали лучшими теперь.

 

Ты это время хорошо запомнишь.
Последний школьный год и сердца стук.
И обязательно потом ты вспомнишь
Про дни счастливой юности, мой друг.

 

 

Ткаченко Варвара, 11 класс


 

Лірычная замалеўка "Восень"

Восень, на маю думку, адна з прыгажэйшых пор восені. Восенню мы ідзём у школу, восенню прырода пачынае заміраць, птушкі адлятаюць у вырай. І наўрад ці знойдзецца чалавек, які, пачуўшы гэтыя развітальныя крыкі, не падніме галавы, не праводзіць журавоў доўгім позіркам.

Люблю бываць у асеннім лесе. Тут думаецца па-асабліваму. І шмат што перешкаджае спакойнай і павольнай плыні думак. Шуміць лес. Шапаціць пад нагамі лісце. Яно гаворыць, як тыя залатоўкі!

Іду па лясной сцяжынцы. Раптам переда мной бліснуў кляновы лісток, што раптам з'явіўся перад вачымі на дарозе. Я заварожана спынілася перад ім. Адкуль ён зляцеў? Ах, вунь дзе ён, клянок! Невялічкі, непрыкметны побач з волатамі - дубамі. Колькі ён красы рассыпаў навокал! Колькі лістоў! Я асцярожна ступіла і абышла іх бокам. Усю дарогу праз лес мяне суправаджала нябачная птушка тоненькім галаском. Што яна страціла? Па чым плакала?

І хочацца завяршыць сваю замалёўку словамі Петруся Броўкі:

Вось і лета сышло,
Адспявалі калоссі,
Цяжка нам заўважыць,
Як з'яўляецца восень.
А пасля,
А пасля 
Ліст апошні сарвецца ...
Ды не знаю, чаму
Ты мне, восень, па сэрцу!

Вікторыя Мазепіна, 7 клас