2023/2024 учебный год

«Патриотизм глазами ребенка »

О патриотах мы расскажем
Всем детям на планете нашей
А затем о патриотах спросим,
Что запомнили сказать попросим.

Знаю я: ответят наши дети,
Что храбрей нет никого на свете,
Патриотам с храбростью своей
Позавидовал бы даже царь зверей!

А еще расскажут наши дети,
Что добрей нет никого на свете.
Патриот всегда готов помочь:
Утром, в полдень, вечером и в ночь!

Под конец расскажут наши дети:
-Преданней нет никого на свете!
И никто так не способен Родину любить,
Патриотом надо быть!

Стульба Иван, 7 класс


ВЯРТАННЕ

 
Мне са шляху свайго не збочыць,
Бо не здолею потым вярнуцца.
Каб сказаць, што не выспаўся ўночы,
Трэба зранку спачатку прачнуцца.
 
Столькі здрады і крыўд за плячыма,
Слоў хлуслівых, папрокаў увішных.
Свет, напэўна, зусім немагчымы
Без падману і слёз залішніх.
 
Маё сэрца спакой здабудзе –
Ён цяжэйшы стокроць за стому.
Каб сказаць, што цябе не любяць,
Трэба сэрца адкрыць самому.
 
І ад праўды нікуды не дзецца,
Не схавацца пад коўдрай бацькоўскай.
Гэтак чуласць твая адгукнецца,
Гэтак помсціць наіўная боскасць.
 
Я шукала ў каханні гаючасць,
У сяброўстве – адказнасць за лёсы
І не знала, што гэтак балюча
На зямлю апускацца з нябёсаў.
Данілкіна Алена, 11 клас

МАЯ ВЕРА
Я веру ў Гасподняе дабраславенне
Таму, хто бяздольнаму долю шукаў,
Хто сэрцу не даў зачарсцвець у здранцвенні
І рукі нямогламу шчыра падаў.
Я веру ў гаючасць ад Слова жывога,
Што хлусіць не стане нікому знарок,
Бо Слова было адпачатку ў Бога
І Словам праўдзівым адвеку быў Бог.
Я веру, што грошы не правяць сусветам
І шолах купюр не сагрэе ў нудзе,
Бо важыць прыстойнасць цяжэй за манеты,
Бо добру славу не купіш нідзе.
Я веру ў сям’і жыццядайную сілу,
У вернасць людзей і пранізлівасць слоў
Без злосці і крыўды,
                                   без зайздрасці пылу,
Дзе ў сэрцах і душах пануе любоў.
Я веру ў нязгасную мудрасць народа,
Што праведны шлях свой прайшоў талакой,
Ахрышчаны неба рукой назаўсёды,
Ён веры не страціць ніколі святой.
Пакуль маю Бога,
                              Бацькоў
                                             і
                                                Айчыну
І мудрасць нябёсаў хаваю ў душы,
Не здамся,
                 не знікну,
                                  ніколі не згіну
І веры агонь маёй не затушыць.
Куртумераў Эдуард, 11 клас 

 

УСПАМІН

Я ўспомніў сябе ва ўлонні
Такой маладой яшчэ мамы,
Дзе над галовою бяздонне
І цемра кішыць пад нагамі.
 
Там страшна, халодна і мокра
Істоце сляпой і скалелай,
Ды толькі не так адзінока,
Як у свеце сучасным здзічэлым,
 
Дзе ў душах пануе пустэча,
Дзе шчырасць даўно пахавалі,
Дзе бліжняга бліжні нявечыць,
Расстраціўшы кроплі маралі…
 
Мы губім сябе ў паняверцы,
Да стромы плывём мімаволі.
І так, як пад матчыным сэрцам,
Мне ўтульна не будзе ніколі.

Сініца Дзмітрый                


Поздравляем учащихся Сеницкой средней школы имени Янки Купалы Синицу Дмитрия и Данилкину Елену, а также их руководителя, учителя белорусского языка и литературы, Боровика Максима Валерьевича с дипломами 3 степени Международного молодежного онлайн -конкурса "Новые поэты"! По итогам очных интеллектуальных и творческих состязаний в г.Могилеве наши учащиеся показали отличный результат и стали дипломантами среди 121 участника из Беларуси  и России.
А Синица Дмитрий стал абсолютным победителем в конкурсе стихосложения!
Поздравляем! Желаем творческих побед!
 

Восень

Восень, восень залатая
Фарбамі заліла ўвесь свет!
Верасень і школу пачынае,
І ў небе можам убачыць птушак след.
 
Вось і дзень становіцца кароткім,
Ночы доўгія кастрычнік нам прынёс.
Дождж і хмары неба зацягнулі,
Вецер лісце, нібы ў вырай, удаль панёс.
 
Лістапад прыносіць нам марозік.
Чуем мы ўжо подыхі зімы.
И сняжок можа зямлю ўкутаць,
Доўга-доўга нам  чакаць яшчэ вясны.

 

Якубенка Марыя 6”Б” клас


Отзыв о литературном произведении (стихотворении)
Марии Сергеевны Петровых
«Болдинская осень»

Бородулькина Дарья Денисовна и
учитель русского и белорусского языка и литературы
ГУО «Сеницкая средняя школаимени Я.Купалы» 
Бутина Ольга Сергеевна

Выражают ли писатели свою уязвимость и незащищенность перед окружающим миром?
Мария Сергеевна Петровых – русская поэтесса, поэзия которой способна вывернуть душу, дотронуться до самых потаенных ее уголков. В произведениях Марии Петровых сочетается прямодушие, аскетизм и серьезность. Раньше я не была знакома с творчеством Петровых, но прочитав произведение «Болдинская осень», я заинтересовалась ее творчеством. Стихотворение «Болдинская осень» было написано в 1930 году. Образ Болдино в русской культуре – это место памяти, связанное с именем А.С. Пушкина. Место, где человек способен достигнуть состояния понимания жизни и осознания бытия.
В произведении Марии Петровых образ Болдино представляется как «остров», оторванный от остального мира. Он становится символом непонятности поэта и теряет свою поэтичность: роща «обобрана» ветрами, осины «исхлестаны» дождем, на лужах блестит лед. Темами стихотворения «Болдинская осень» являются темы любви и одиночества. Автор хочет донести до читателя мысль о том, насколько важно иметь любимого человека. Сильное чувство любви и переживания всегда найдут место в сердце человека. Своим стихотворением Мария Петровых по-новому передала ранимость женщины, настроение осеннего пейзажа. Стихотворение строфично, композиционно можно выделить две части: в первой описывается роща. Во второй – страдания автора из-за расставания с любимым человеком.
Идеей написания стихотворения является тайная любовь Марии Петровых
Лирический герой стихотворения «Болдинская осень» Марии Петровых представляется в образе женщины-рощи, которая вспоминает о былых временах, проведенных с возлюбленным. В произведении присутствует образ липы, которой автор дает определение «помешанная» и образ сумасшедшего стонущего старого существа.
В цветописи преобладает серый холодный цвет, который помогает нам ощутить печальное настроение стихотворения, заледеневшее сердце лирического героя: осенний лед, серебро стволов. Эти слова позволяют нам ощутить эмоциональную составляющую лирического героя. В первой строфе используются приемы аллитерации: «Что может быть грустней и проще
Обобранной ветрами рощи».
Повтор шипящих согласных звуков [ш] и [ш´] создают ощущение шелеста листьев, а повтор свистящего согласного звука [с] рождает имитацию свиста осеннего ветра.
Стихотворение написано простым языком, что приближает его к разговорной речи, делает признание более живым и искренним. Для передачи чувств лирического героя Мария Петровых использует метафоры: роща подружилась с тенью, память заросла, вспыхнул ветер.
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: подходит вечер, разгневанный камин, стонущие скрипы, память заросла.
Грустную и одинокую картину осени передают эпитеты: столетняя липа, осенний лед, гулкая глубина, светящаяся луна. В то же время Мария Петровых мастерски использует инверсию, делая стихотворение мелодичным и проникновенным: письма нежные, зарей вечерней, поля пустынны и туманны.
Стихотворение «Болдинская осень» является лиро-философским произведением.
Вид – классическая лирика, облеченная в совершенную форму. Мария Петровых показывает свои чувства и внутренние переживания через уста лирического героя.
Произведение написано в стихотворном размере четырехстопного ямба (ударение на втором слоге). Присутствуют открытые и закрытые рифмы, преобладают открытые. Цель открытых рифм – показать всю мелодичность души. Рифмовка стихотворения мужская и женская, смежная (1 и 2 строка, 3 и 4). В стихотворении преобладают существительные и причастия: роща, осины, лед, бокал, огонь, бокал, хлад, латы (устаревшие существительные), дороги, деревья; обобранной, исхлестанных, помешанной, сковавший. Они показывают всю красочность осенней поры и душевного состояния лирического героя. В стихотворении Мария Петровых описывает своё одиночество без близкого и любимого человека. Можно проанализировать ход мыслей лирического героя:
Свет глаз твоих, тепло руки
И слов неясных ветерки.
Что может быть грустней и проще
Обобранной ветрами рощи.
В этих строках Мария Петровых рассказывает про рощу – место, где автор любила оставаться одна и слушать шелест листьев.
«Осенний лёд, сковавший лужи, // Так ослепительно сверкал» – в этих строках описывается холодный осенний вечер, последняя встреча автора с её любимым. «Той рощи нет. Она едва // Успела подружиться с тенью» – здесь автор рассказывает о том, что рощу спилили, но оставили три нетронутых дерева. Это те деревья, возле которых Мария Петровых гуляла со своим возлюбленным в прошлом.
«Но пред тобой не утаю – // Завидую, ревную, мучусь» – автор рассказывает о том, что готова отдать жизнь, чтобы слышать голос любимого человека.
«Луну, светящую влюбленно, // Уже наметил, – быть луне» – речь идёт про туманный вечер и яркую луну.
«Дорогой наизусть одной // Ты возвращаешься домой» – описывается дорога домой сквозь пустынные и туманные поля.
«В бревенчатой теплыни дома // Тебя обволокла истома» – придя домой, автор чувствует усталость и одиночество, ей не хватает тепла близкого и родного человека. «Тяжелый холод ржавых лат // И жар, струящийся от злата» – несмотря на теплый и плотный халат, автору холодно без возлюбленного, без его тепла.
«На сколько душу ни двои,– // Что письма нежные твои» – любовь влечёт к любимому человеку и властвует над ним, ведь влюблённый человек поступает по зову сердца.
«Внутри огня – ты видишь их // И пламя воплощаешь в стих» – «Пламя» для Марии Петровых – это и есть её чувства и мысли, которые она выражает в своём произведении.
Таким образом, стихотворение «Болдинская осень» Марии Сергеевны Петровых – это искренний и крайне глубокий взгляд на осень как переходный сезон и олицетворение красоты и меланхолии. Поэтесса в стихотворении «Болдинская осень» не только приоткрывает свой внутренний мир, но и заставляет читателя переосмыслить, пересмотреть прекрасное внутри себя и снаружи. И да, ей мастерски удалось передать свою уязвимость и незащищённость перед окружающим миром.