Районный педагогический проект 2020-2022

ТЕМА: «Формирование читательской грамотности учащихся I ступени общего среднего образования в процессе обучения предметам гуманитарного цикла»

Сроки реализации: 2020-2022 гг.

Актуальность проекта

 Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание. Исследования, которые были проведены Национальной библиотекой Беларуси и Белорусским государственным университетом культуры и искусства, показали, что только 40,3% учащихся в возрасте 7-10 лет увлекаются чтением. А по результатам республиканского мониторинга качества общего среднего образования было выявлено, что более половины учащихся 5-х классов, участвовавших в исследовании, не владеет чтением в такой степени, чтобы использовать его как средство дальнейшего успешного обучения.

Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого учащегося, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основополагающим умением, которое приобретает учащийся в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни.

Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA. За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в средней школе, и неразрывно связывается с понятием «текст». Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Оно стало одним из самых представительных исследований по начальной школе. В исследовании PIRLS проверяют знания учащихся, заканчивающих четвертый класс I ступени общего среднего образования, так как именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

Актуальность данного проекта определяется возможностью разрешения проблемы обусловленной рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому перед учителем I ступени общего среднего образования встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него. Таким образом, возникла острая необходимость в целенаправленном формировании читательской компетентности младшего школьника.

 

Цели проекта: создание образовательной среды, обеспечивающей системный подход к формированию читательской грамотности учащихся первой ступени общего среднего образования как средства их дальнейшего обучения в базовой школе.

Формирование мотивации и познавательной потребности педагогов в изучении сущности и особенностей формирования читательских умений у учащихся I ступени общего среднего образования.

 

Задачи:

создать эффективную образовательную, коммуникативную среду посредством организации информационного, учебно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

способствовать развитию читательских компетенций всех участников образовательного процесса в рамках реализации педагогического проекта;

повысить уровень теоретических знаний и педагогического мастерства учителей;

формировать у педагогов умение подбирать и создавать упражнения, направленные на развитие навыка чтения и читательских умений;

разработать методические материалы по формированию ключевых читательских компетенций как средства подготовки учащихся к жизни в современных информационных условиях;

разработать систему мониторинга уровня сформированности читательских компетенций учащихся I ступени общего среднего образования.

 

Критерии и показатели определения эффективности реализации проекта

Критерии эффективности реализации проекта

Показатели

Методики изучения

Личностное развитие учащихся
-положительная динамика повышения у учащихся интереса к чтению;
-развитие практикоориентированных читательских знаний и умений;
-высокая степень сформированности читательских умений;
-повышение уровня креативности, способности к саморазвитию, общеинтеллектуального уровня;
-соблюдение читательской этики;
-рост числа учащихся - активных читателей;
-положительная динамика сформированности основ читательской компетентности.
Анкетирование, наблюдение, интервью, собеседование
Уровень обученности учащихся
-положительная динамика учебных достижений учащихся;
- положительная динамика результативности участия в творческих, интеллектуальных конкурсах, мероприятиях.
Мониторинг учебных достижений, сравнительный анализ
Уровень профессионализма педагогических кадров
-повышение компетентности в общеобразовательной сфере;
-расширение диапазона методов, применяемых при формировании коммуникационных читательских функций учащихся;
-высокая степень сформированности навыков формализации деятельности, общения и мышления;
-повышение уровня креативности, способности к саморазвитию;
-соблюдение читательской этики.
анкетирование, наблюдение
Здоровье учащихся
-снижение уровня тревожности учащихся;
 -сохранение показателей школьно-значимых заболеваний (острота зрения, нарушение осанки)
мониторинг здоровья учащихся
Повышение социального статуса учреждения образования
-увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр
сравнительный анализ